"Тормоза придумали трусы", так часто шутят многие, но те, кто много катают на байке знают, что тормоза это не только безопасность, но и возможность большего контроля над велосипедом, что соответственно дает больше возможностей при катании на велосипеде.
Поэтому тормоза являются одним из наиважнейших компонентов велосипеда, и выбор велосипедных тормозов очень важный момент в процессе выбора велосипеда.
Существует достаточно много разных типов велосипедных тормозов — барабанные(так называемый ножной тормоз на ситибайках), ободные: V-Brake, mini V-brake, кантилеверные тормоза, ободные гидравлические тормоза, дисковые механические и гидравлические тормоза. Это не считая некоторых вообще экзотических вариантов, и того, что указанные типы тормозов имеют еще и подвиды. Но, покупая свой первый велосипед, будущие велосипедисты обычно сталкиваются лишь с тремя типами — дисковые механические тормоза, дисковые гиравлические тормоза и ободные тормоза V-Brake(вибрейк). В различиях между ними мы и попытаемся разобраться в этой статье.
В инетах есть очень много разнообразных статей о тормозах, поэтому об устройстве велосипедных тормозов и принципе их работы я писать не буду — это есть как в технозоне, так и в FAQ-е. Когда же речь заходит о разнице между тормозами, то оказывается, что есть множество заблуждений, порожденных как устаревшими статьями с давно неактуальной информацией, которые дружно копируют не разбираясь многие сайты, так и советами некомпетентных товарищей, а то и просто откровенным бредом, который распространяют по форумам и бложикам некоторые «гуру».
Начнем с ободных. Вибрейки имеют достаточно простую конструкцию и поэтому довольно низкую стоимость. Вопреки довольно распространенному мнению, силы торможения хороших V-Brake хватит абсолютному большинству катателей. Если же речь идет о спорте, экстремальных дисциплинах или затяжных горных спусках, то их не хватит, но на велосипеды, предназначенные для такого использования вибрейки уже давно не ставят.
Дисковые механические тормоза, вопреки распространенному мнению, работают примерно на уровне вибрейков и тоже являются уделом недорогих велосипедов. Почти все производители перестали выпускать дисковую механику высокого уровня — исключение разве что Avid BB7, который тормозит уже почти, как гидравлика, но и стоит даже дороже некоторых моделей гидравлических тормозов.
Дисковые гидравлические тормоза наиболее прогрессивные из того, что сейчас имеется на рынке. У них наибольшая мощность и лучшая модуляция, но они и самые дорогие в производстве. А для большинства людей, которые катают по выходным без фанатизма, их возможности избыточны.
Если у вас бюджет весьма ограничен(до 4 тыс грн или немного больше), то я бы советовал взять велосипед на вибрейках. Этот тип тормозов самый дешевый и при прочих равных велосипед на V-Brake будет дешевле, чем велосипед с дисковыми тормозами. Хотя вибрейки стремительно уходят в прошлое, и весьма вероятно, что через пару лет они вообще исчезнут с рынка.
Дисковая механика по работе почти не отличается от вибрейков, а некоторые дешевые модели работают куда хуже(а на ашанбайках зачастую вообще не работают никак) чем более дешевые вибрейки. Но у дисковой механики все-таки есть некоторые преимущества — если вы захотите иметь мощные тормоза(то есть дисковую гидравлику), но денег на них не хватает, то в будущем заменить механику на гидравлику можно просто заменив сами тормоза. А вот если вы захотите перейти с ободных тормозов на дисковые, то вам придется заменить втулки(а это тянет еще и замену спиц и работу механика по переспицовке), что выльется в существенную сумму.
Так же все дисковые тормоза, то есть и механические в том числе, лучше работают в грязи или в снегу — если вы предполагаете катать в любую погоду, то стоит брать дисковые тормоза.
Дисковые гидравлические тормоза самые лучшие по качеству работы, и единственный их недостаток это цена, но последние годы она существенно упала и разница между ними и другими типами тормозов уже не так велика. Именно поэтому на всех современных велосипедах не только высокого, но и среднего уровня уже сразу стоит именно этот тип тормозов.
Теперь хочется развенчать несколько мифов:
1. Дисковые гидравлические тормоза не надежны. Поначалу у многих производителей дисковых тормозов бывали проблемы с качеством. Сейчас же у всех приличных производителей тормоза вполне надежны.
2. Дисковые гидравлические тормоза тяжелы в обслуживании. Да, прокачка гидравлических тормозов требует некоторых навыков и оборудования, и это сложнее, чем обслуживание вибрейков.
Но эту процедуру нужно делать очень редко — кому раз в год, а тем, кто катает немного и в только в хорошую погоду, то раз в несколько лет. Вообще любители такого аргумента мне напоминают фанатов советского автопрома, которые берут новый жигуль по цене более качественного авто только потому, что запчасти дешевле. Вы покупаете велосипед чтобы кататься, а не ремонтировать его
3. Зацепившись за что-то гидролинией дискового гидравлического тормоза можно порвать ее, и остаться без тормозов. Поэтому этот тип тормоза не подходит для туризма. Обычная городская легенда — на дисковой гидравлике ездят уже десяток лет, а во всем мире случаев порыва гидролиний за это время единицы. Экстремалы катают даунхил и фрирайд, и не боятся, а уж у них возможностей порвать гидролинию куда больше, чем у туристов.
4. Дисковые тормоза не подходят для туризма, так как из-за них нельзя поставить багажник. Раньше это была существенная проблема, но сейчас и туризм изменился, и все больше людей катают без здоровых баулов, а налегке. Да и новые тормоза уже меньше вылазят за раму(а многие вообще подутоплены в нее). К тому же производители багажников подсуетились, и новые модели багажников совместимы с дисковыми тормозами.
Вот темка об установке багажника на велосипед с дисковым тормозом
5. Ободные тормоза всегда хуже дисковых и вообще ни на что не годятся. Такое мнение пошло из-за того, что тормозные колодки, которые идут в комплекте практически со всеми вибрейками не очень хорошего качества. Стоит их только заменить на более качественные, например трехкомпонентные тормозные колодки, как сразу вибрейк начинает тормозить нормально.
6. Вибрейк не тормозит в мокрую погоду. Причина заблуждения та же, что и в предыдущем случае.
7. Обода колес с ободными тормозами быстро стираются и их надо заменять. Да, обода имеют свой ресурс, но если вы не ездите по грязи с абразивом, то этих ободов вам хватит на десятки тысяч километров. Хотя в случае затяжного спуска с горы по грязи с мелкими камешками, обода можно убить довольно быстро.
Ну и напоследок пару практических советов:
1. Если вы купили велосипед с V-Brake, то стоит сразу заменить колодки на более качественные. Стандартные, как я писал выше, тормозят так себе, а замена их на трехкомпонентные даст громадное улучшение качества торможения.
2. Если вы весьма тяжелый человек — за 100 кг, то лучше взять дисковые гидравлические тормоза. Если вы сильно за 100, то я настоятельно рекомендую именно этот тип тормозов.