"СПАСИБА, ПАЖАЛСТА, АТЛИЧНА"

     - Робби Макьюэн из горячей Австралии и "Катюша" из холодной России. Как возник этот "роман"?

     - Его нельзя назвать скоротечным. Кажется, еще два года назад начались разговоры о моем переходе в российскую команду. Они продолжились с новой силой после того, как стало известно о появлении "Катюши". Человека, который вел со мной переговоры, в команде уже нет, однако в данной ситуации это не так уж и важно. Главное, что я не колебался, принимая решение. Контракт был подписан еще за неделю до начала прошлогоднего "Тур де Франс". Причем двухлетний (не такое уж частое явление для велоспорта, где предпочитают подписывать однолетние соглашения с возможностью продления. - Прим. С.Б.). Несмотря на то что мне уже 36, я по-прежнему в полном порядке.

     - Знаете, что означает слово "Катюша" в русском языке?

     - Это очень известная песня, которую, возможно, знает каждый русский человек. Еще вы так сокращаете женское имя Катерина - Катя, Катюша. Ну и, конечно, "Катюша" - это знаменитая реактивная артиллерия времен Второй мировой войны. Вот это мне нравится больше всего.

     - Ну еще бы, ведь ваше прозвище - Карманная Ракета!

     - Да, Карманная Ракета. Кто-то говорит - Робби-Ракета. Напишите, что у меня, как у Ракеты, теперь есть своя ракетная установка.

     - А песню вы слышали?

     - Слышал, но ничего не понял. Надо слова учить.

     - Вам нравится само название команды - "Катюша"? Ведь это одно из очень-очень немногих названий во всем пелотоне, в котором нет упоминания спонсора, в то время как названия некоторых команд вообще выговорить невозможно…

     - Согласен. А "Катюша" - название прекрасное. Привлекает внимание людей, поверьте. Масса моих знакомых, услышав название команды (прочесть его на майках они все равно не могут, не зная кириллицы), стараются сразу "загуглить" его в интернете. Так что по этому вопросу попадание у "Катюши" стопроцентное. Еще мне очень нравится выделенная русская буква Ю на майке. Если кто видел, то согласится, что она придает определенный шарм.

     Лично мне импонирует желание российских спонсоров не себя рекламировать, а помогать развитию велоспорта в стране, что и было основным посылом для появления команды, если не ошибаюсь. Можно было бы легко назвать команду как-нибудь вроде "ИТЕРА-Газпром" или "Газпром-ИТЕРА" - и никто слова против не сказал бы. Но они дипломатично ушли в тень. Это мне понравилось.

     - По-русски уже можете что-либо сказать? Ну, кроме матерщины, с которой вы наверняка начали изучение языка…

     - Да, материться по-русски я немного умею. Меня этому научил один парень из Латвии. А так, ничего особенного, обычный туристический комплект - да, ньет, спасиба, пажалста, атлична. Ха! Еще знаю - наздровье. Очень важное слово, когда мы выигрываем какую-то гонку.

     - Многие были немного разочарованы тем, что вы не сумели приехать в конце декабря в Москву на презентацию команды. А вы?

     - Так уж получилось. Хотя Москва всегда была и остается для меня Городом, Который Стоит Посетить. Уверен, что в будущем там побываю, возможно, уже в этом году. В конце декабря был непростой период. Во-первых, у меня еще действовал контракт с бывшей командой (бельгийской Silence-Lotto. - Прим. С.Б.). Во-вторых, нужно было учитывать то, что в Австралии называют "тиранией расстояния". Мне потребовалось бы 5 дней на то, чтобы совершить вояж из Москвы до Австралии и обратно. В этом случае я бы вернулся в свой австралийский дом лишь в ночь перед Рождеством. Знаете, когда у вас двое маленьких детей, которые и так отца видят урывками, этот праздник значит многое. В-третьих, мне пришлось бы прервать подготовку к первой гонке сезона - Tour Down Under. Вот и выходит, что вряд ли мне удалось бы выиграть первую в истории "Катюши" гонку, не пожертвуй я поездкой в Москву.

     - Что ваши одноклубники рассказали о московской презентации? На ней они выглядели заметно уставшими…

     - Понять можно - их сорвали с тренировочного сбора в Италии, посадили в самолет и повезли в Москву. Весь день прошел в лихорадочном темпе, и под вечер они, как водится, немного поплыли. У них было мало времени на то, чтобы как следует посмотреть город. Хотя мне потом бельгийцы рассказали, что даже за это время их очень многое заинтересовало - исторические памятники, красивые монументальные здания, Красная Площадь. Тем не менее сама презентация, говорят, прошла на самом высшем уровне.

     - Насколько я знаю, вашу дочь зовут Елена. Очень русское имя, не так ли?

     - Очень! Это моя супруга вычитала, кажется, на обложке какого-то журнала. Ей очень понравилось.

     - Вы живете в Бельгии давно?

     - Давно. С тех пор, как стал профессионалом. В 1996-м я подписал контракт с голландской командой, которая думала-думала, где бы меня пристроить, и в результате я бросил якорь в Бельгии. Потом познакомился с женой и тогда уже окончательно осел в этой стране. Впрочем, каждый год у меня традиция три месяца проводить дома, в Австралии. Пакуем вещи и всей семьей едем. Там тепло и есть где тренироваться.

ДЯДЬКА ДЛЯ "КАТЮШИ"

     - Вы довольны тем, что оказались в "Катюше"?

     - Счастлив, можно сказать! Мне очень понравилось, как парни работали на Tour Down Under. Очень важно, что в команде абсолютно все говорят как минимум на английском. Сейчас я вижу, что мальчики успешно едут "Тур Катара", и абсолютно уверен в том, что команду ждет большое будущее. И большие победы. Возможно, уже в этом году.

     - Вы однозначно самый опытный гонщик команды. Даже скажу больше, для многих молодых российских ребят вы эдакий дядя Робби.

     - Для некоторых, пожалуй, да.

     - Исполняете роль старшего брата по отношению к российской молодежи, когда вместе участвуете в гонке?

     - Регулярно общаюсь с парнями, даю им советы, хотят они их услышать или нет. Стараюсь передать им свой опыт участия в больших гонках, которого им пока недостает в силу возраста. Это то, чего очень не хватало мне, когда я был таким же молодым. Я попал в команду, где все соревновались друг с другом. Стариков, вроде меня, рядом не оказалось, поэтому голодная до побед молодежь разбиралась друг с другом достаточно жестко.

     В "Катюше" я с самого начала постарался установить тесные связи, наладить близкое общение между всеми ее членами. Закон хорошей команды: победа одного - заслуга всех остальных. Сейчас вот вплотную занялся формированием хорошей спринтерской группы внутри команды. Все-таки спринт - это мой хлеб.

     - Любопытно узнать, что вы думаете о российском велоспорте в целом. У нас есть группа хороших гонщиков, которые могут побеждать даже на "Гран-турах", что мы видим на примере Дениса Меньшова, но тем не менее я бы не рискнул назвать это отлаженной системой…

     - Мне думается, что мы, Россия и Австралия, схожи в этих проблемах на протяжении последних 10 - 15 лет. И у нас, и у вас есть масса сильных гонщиков, но все они разбросаны по разным иностранным командам. В этом смысле появление "Катюши" - событие почти историческое. Сейчас у вас есть команда "Про-тура", с помощью которой растопыренную пятерню можно превратить в мощный кулак. У Австралии, скажем, до сих пор нет собственной команды, несмотря на все успехи в последнее время. А что до Меньшова, то это один из немногих, кого по-настоящему не хватает в "Катюше".

     - Насколько я знаю, переговоры по Меньшову шли, но закончились ничем.

     - Да. На мой взгляд, он слишком быстро продлил контракт с "Рабобанком". Возвращаясь к "Катюше", замечу позитивный эффект от того, что в команде есть не только россияне, но и иностранные гонщики с именем. Если вы посмотрите на футбол, то увидите, что топ-клубы уровня "Манчестер Юнайтед" собирают под своими знаменами лучших, невзирая на их национальность.

     - В Австралии сейчас масса выдающихся спринтеров, а вот с многодневщиками не очень. У россиян, наоборот, налицо явный недостаток хороших спринтеров. В чем тут дело, как вам кажется?

     - Трудно ответить однозначно, не зная всех обстоятельств, не видя всей картины. Зато я вижу другое. Каждый год масса российских гонщиков отправляется в Италию, которая славится тем, что там проходят подготовку многие "горняки". Возможно, вашим парням лучше ездить тренироваться в Бельгию или Голландию, то есть туда, где преобладает равнина?

     - Вы довольны тем, как прошла дебютная для "Катюши" многодневка Tour Down Under?

     - Главное, у нас есть победа в критериуме (гонке по городским улицам, которую выиграл как раз Макьюэн. - Прим. С.Б.), которая считается прологом самой многодневки. Придумать лучший сценарий для первого в истории старта команды сложно. Увы, по ходу самой многодневки случилась пара инцидентов, повлиявших на исход отдельных этапов. Скажем, уже на первом этапе я на большой скорости получил сильный удар.

     - Да-да, знаю. Вы до сих пор злитесь на этого парня с большим фотоаппаратом?

     - Я не злюсь. Кстати, это была женщина. Просто довольно глупо высовываться за ограждения на самом финише, где гонщики набирают максимальную скорость, просто ради хорошего кадра. А рука у меня болит до сих пор. Был еще инцидент на заключительном этапе, который я просто обязан был выигрывать. Но во время спринтерских разборок на финише один из оппонентов вильнул, сбил меня с ритма, а в итоге первым оказался совершенно "посторонний". А я так хотел "закруглить" гонку победами!

     - Как вам работалось в Австралии под руководством спортивного директора Дмитрия Конышева?

     - Я наслаждался работой вместе с Дими. Мы с ним гонялись вместе несколько лет и отлично друг друга изучили, оба профессионалы, не понаслышке знаем, что такое шоссейные гонки. Что мне больше всего нравится в Конышеве, так это то, что он советуется с опытными гонщиками и классно общается абсолютно со всеми в команде! Кажется, Дими говорит на всех языках мира. Ну, во всяком случае, я лично слышал, как он общается на русском, английском, итальянском и испанском.

     - Я читал о гигантской толпе болельщиков, собравшейся на старте гонки. С чем это связано: с тем, что именно на нее пришлось возвращение в спорт Лэнса Армстронга, или эта многодневка действительно вызывает большой интерес в Австралии?

     - И интерес вызывает, и "фактор Армстронга" сыграл большую роль. Насколько я знаю, на финише первого этапа пелотон ожидали около 140 тысяч зрителей.

     - И все с большими фотоаппаратами?

     - Как один! Все было как на этапе "Тур де Франс", незабываемая атмосфера.

     - Такая аудитория действительно собирается на велогонках разве что в Европе. В России и Австралии такое, боюсь, невозможно.

     - Да, увы. Знаю, что в России гораздо больше популярны футбол и хоккей. Есть множество хороших теннисистов. В Австралии ситуация схожая, только у нас на вершине популярности разные виды футбола и регби, крикет, теннис и плавание.

     Справедливости ради скажу, что велоспорт с каждым годом становится все более привлекательным для журналистов, что однозначно связано с хорошими результатами на "Туре" и классических однодневных гонок. Кроме того, велосипед - одно из наиболее популярных хобби для австралийцев. Ежегодно в Австралии продают больше велосипедов, нежели автомобилей. Могу предположить, что в России ситуация выглядит по-иному. Все-таки не тот климат, чтобы кататься на велосипеде круглый год, да и дороги, слышал, не в нужном для велосипедистов состоянии.

     - Так и есть. Да и отношение водителей к людям на велосипедах оставляет желать лучшего.

     - Жаль. Может, появление "Катюши" как-то сможет улучшить ситуацию?

ГОЛОДНЫЙ АРМСТРОНГ

     - Я слышал, вы приятельствуете с Армстронгом. Не разговаривали с ним во время гонки? Почему он решил вернуться?

     - Я не спрашивал его почему. Он достаточно сказал на эту тему в прессе и на телевидении. Нам удалось переброситься парой слов перед стартом гонки. Лэнс сказал, что чувствует себя замечательно. Вообще бросилось в глаза, что это был другой Армстронг. Свежий, расслабленный, голодный до велосипеда. Не тот, которого мы видели в последние годы его карьеры.

     - Вы трижды побеждали в зачете лучших спринтеров на "Туре", то есть фактически три года были обладателем неофициального титула лучшего в мире. Откуда черпаете мотивацию, чтобы продолжать карьеру? Разве не надоело вот уже 15 лет подряд таскать свою сумку из одной гостиницы в другую?

     - Понимаете, выиграть трижды зеленую майку - одно. А вот ощущать, что по-прежнему в состоянии это сделать, - совершенно другое. Наверное, это и есть ответ на вопрос, почему я до сих пор в спорте. Просто я люблю гоняться. Вот люблю - и все тут! Люблю соревнования, процесс борьбы за победу. Когда ты пересекаешь финишную черту с поднятыми вверх руками, то не задаешь себе вопросов, зачем все это.  Ощущение близкой победы и держит меня в спорте.

     - Вы трижды участвовали в Олимпийских играх. Правда ли, что олимпийский турнир по велоспорту не слишком высоко котируется среди профессионалов?

     - Видите ли, первой Олимпиадой, куда допустили профи, кажется, была Атланта-1996. Не так уж давно. И для профи это соревнование означало возвращение в любительский спорт. Соответственным было и их отношение к этому турниру. Но со временем Игры стали приобретать статус. Сейчас они вполне сравнимы по значимости, скажем, с чемпионатом мира. К сожалению, на Играх могут принимать участие только по 5 человек от страны, в то время как на том же мировом первенстве эта цифра равняется 9. А вообще я фанатею от атмосферы Олимпиады. Это ни с чем не сравнимо! Даже с трехнедельными многодневками вроде "Тур де Франс".

     - Какие многодневки вы планируете проехать в этом сезоне вместе с "Катюшей"?

     - Хотелось бы "Джиро д'Италия" и "Тур". Последние годы я ездил именно эти "Гран-туры", причем "Джиро" зачастую не доезжал до конца, чтобы как следует подготовиться к "Большой петле". С "Туром" все ясно - это просто лучшее, что есть в велоспорте. А на "Джиро" мне нравится атмосфера. Итальянцы искренне считают, что их гонка самая-самая лучшая. Ну а уж если итальянцы во что-то поверили, то держись!

Схожі статті

Макьюэн обошелся без переломов
Макьюэн перенес операцию и приступит к тренировкам через 3-4 недели
Бутов: презентация "Катюши" в Москве организована хорошо

Прокоментувати статтю