мне зачастую кажется, что чем больше возлагаешь на что-то ожиданий - тем больше потом разочарований. начитавшись отчетов по МТБтрофи и крафт Германи, мы ждали бог весть каких благ. действительность поначалу обрушилась полнейшим неприятием "куда мы приехали" и "организаторы - п&%^$#xcы". потом, вспомнив пионерское прошлое и привыкнув - я перестала ощущать дискомфорт от "неожиданной неорганизованности" марафона
Истоки. Ноги сему безобразию вырастил фассер в теме
Crocodile Trophy: 10 дней без телефона, газет и ТВ; славный стоматолог-велосипедист Varyat загорелся ехать и загорел меня ехать с ним в паре. Между делом поделилась с Парасолькой планами на лето,
Парасолька поднял массы... ну, вы знаете, как Парасолька умеет поднимать массы на авантюры и как он научился с них спрыгивать. Varyat спрыгнул еще раньше, и остались мы - 11 неприкаянных желающих бюджетно покататься в отпуске в горах с подготовленными ночлегами и питанием на маршруте, и чтобы вещи возили в машине, а самим ездить налегке, и чтобы было нескучно в толпе таких же желающих, и чтобы было на кого посмотреть и самим нам тоже есть что показать.
Подготовка к поездке в течение полугода с момента регистрации лично у меня заключалась сначала в сращивании сломанной руки и в поиске напарника, потом в докладывании обстановки напарнику по телефону и запугивании друг друга цифрами дневного километража и набора высоты. Тренировалась не больше чем обычно - то есть мало, зато накупила кучу новых одежек себе и железок велеку, за две недели до старта сломала раму, за девять дней до старта купила новую и даже умудрилась выехать разок на свежесобранном веле. Бурные дебаты "как едем", "сколько стоит", "где ночуем", "сколько стоит", "чем питаться", "сколько стоит", "что брать с собой", "сколько стоит", "как мы поместимся в этот бусик", "сколько стоит", "пошливсенах", "сколько стоит", а также не менее бурная переписка с организаторами "где наши приглашения" и торги "почему иностранцы так много платят за участие, в Украине все по-другому" - оставлю за кадром, ибо это уже в минулом.
Гардероб, косметичка. напуганные прогнозом погоды, я и Тоня набираем кучу теплых вещей + разнообразных нарядов, не ехать же как бомжам в Европу. как итог - пришлось брать огромные рюкзаки для пеших походов: мой на 55 литров, у Тони и Виталки - по 90:
Остальные участники, собирая чемоданы, выказали больше благоразумия:
Первое несоответствие ожидаемого действительности - организаторы обещали каждому участнику по столитровой сумке для перевозки вещей, рассчитывала не париться каждое утро с аккуратной укладкой рюкзака и притачиванием к нему навесных элементов типа спальника, матраса и каремата. Сумок не было.
Регистрация. Ночевали в той же гостинице, где и была регистрация, поэтому заняли очередь заранее - чтобы быть первыми.
балу на страже
Устроили лингвистическо-экономический бардак, когда стали доплачивать по 100 евро за смену пакета, при этом девочки на ресепшине долго не могли понять, что надо этой толпе не говорящих по-польски граждан.
Кстати, включенные в стоимость пакета специально спроектрированные под Транскарпатию веломайки организаторы распродавали по бешенным ценам - 40 евро. и велотрусы к ним - по сопоставимой цене. все равно - все покупают на память. подвергшись психозу, тоже ищу себе футболочку... было только три штуки размера М, остальные - Л с разным количеством иксов. моего размера С нет и не было вообще. делаю вывод, что орги рассчитывали на участие в гонке бооооольшиииих мужчин с ооооотаааакиииимииии пузами.
Питание. Питание было хреновым. никаким было питание. для нас, славян, привыкших к миске дымящегося борща с пампушками или горе пельменей - буржуйские мюсли питанием не выглядели совсем. то есть - питание было бы вполне нормальным, если бы им кормили гражданских лиц с ненапряжной офисной работой, а не стаю голодных спортсменов с ежедневным расходом 6000 килокалорий
(посчитано Антоном). По утрам давали, как правило, хлеб, сыр, ветчину, лиловые сосиски, помидоры, огурцы, мюсли, сухие завтраки типа "собачья радость", молоко - лить в мюсли и в собачью радость, чай, кофе. все ингредиенты приходилось добывать с боями. вас когда-нибудь сшибали с ног горячие испанские мужчины, рвущиеся к миске с хлебом? меня - да. как-то подсмотрела, чем кормятся на завтрак те, кто брал экономный пакет (без завтраков-ужинов). в принципе - те же самые хлеб, сыр, ветчина и т.д.
так все это происходило:
ужины были более животворящи, потому что продукты еще и термообрабатывали (котлеты, картошка, тушеная капуста, свекла, морковка, листок салата, один раз попались макароны с горохом и тушенкой, и тех насыпали - 7 мм от дна тарелки)
те самые макароны. балу наслаждается выпрошенной второй порцией, антон - тянет первую
из питания, предлагаемого на трассе, мне подходили только бананы: от изотоников Powerbar зверски тошнило (исключив их из своего рациона - со второго дня стала чувствовать себя очень позитивно), от арбузов - отекали глаза, как будто пила два дня алкогольные радости, батончики нам практически не доставались. то есть лично я ехала на бананах и гелях нутренд, захваченных из дома (тоже не очень, дают горький привкус во рту. зато они забавляли девочек-панков на КП - мол, спортсмены едят зубную пасту).
Размещение. В ночь перед стартом гонки забили себе отдельный класс и не пускали больше никого, повесив на двери табличку UKRAINE ONLY. Понадували матрасы и перекусили остатками роскоши с родины - мивиной и мясом:
уезжая - захватили табличку с собой с намерением вешать ее каждый раз на наш класс, но больше такой шары ни разу не предоставлялось. Вторую ночь ночевали в палатках (утешило, что предоставлялось по одной палатке на человека, и можно было развалить вещи и развалиться самой как попало), третья опять была в школе; разместившись в спортзале - не выдержала храпа соседа и среди ночи ушла в коридор. дальнейшие ночи можно было спать опять в школах, но половина наших окончательно перебрались в палатки.
Погода. Набравши теплых ездовых шмоток, одевала их на ночь, когда спала в палатке. Ночью было очень холодно! Даже умудрилась простыть и последний день ехала с соплями и температурой. В течение же дня - солнце, 25 градусов жары и в небе - ни облачка. Какой-то из дней что-то гремело на горизонте, ЖПС утверждал, что нам - в сторону грохота, я заранее радовалась, что езжу с крыльями, и огорчалась, что промокнет и испачкается новенькая беленькая маечка в цветочек. Маечка не промокла, но испачкалась: под дождем ехать не пришлось, но дороги от него разбухли грязью.
Быт.Из 250 участников девушек было только четыре, поэтому наши права постоянно ущемлялись: если организаторы вешали на двери туалета табличку DAMSKIY, то табличка моментально срывалась, и, заходя в еще двадцать минут назад бывший женским туалет, я часто обнаруживала там совсем не женщин. Если учесть, что туалеты и души там не закрывались, то совершить санитарно-гигиенические действа было на самом деле проблематично. На последних ночевках девушкам отводился крайне секретный душ где-то в подвалах: как только я финишировала, ко мне подходили организаторы и проводили тайными коридорами в тайное место, где есть неприметный душ, и говорили никому про этот душ не рассказывать, и даже если я иду в душ мыться - делать вид, что я иду вовсе не в душ, иначе набежит куча мужиков и т.д. и т.п.
Помыть байки было гораздо проще: велосипеды, велотуфли и велоноги терли щетками под буйным напором воды из шланга:
Постиранный байк сдавала на велопарковку и забывала о нем до утра.
Медобслуживание. Ложилась спать вечером - вроде все было в порядке. Утром же - не могу ходить. Подумала, что это крепотура и отправилась на этап. А ходить действительно не могу - если учесть, что надо постоянно идти в гору и толкать/тащить/нести на себе велосипед - то это было вполне болезненно. Ехать тоже больно. Глебусь, который в тот день был моим неофициальным напарником, на одном из КП поймал организаторов на машине и отправил меня на финиш. Медицина, только выслушав словесное описание проблемы, заявила "Ахилл", потрогав проблему руками, подтвердила "Скрипит" и "Воспаление". Намазали мазью, выдали таблеток, велели больше не ехать. Подумала, что если больше не поеду - то 100 евро из заплаченных мною трехсот пропадут: не получу на эту сумму того, зачем я сюда приехала. Наутро, перебинтовав ногу - снова в путь. Не жалею, хотя ходить было по-прежнему больно, и крутить педали было возможно только пяткой, не встегнувшись в контакт.
Напарник. Самый лучший!!!! ждал на подъемах, спусках, говорил, что я хорошо выгляжу, кормил бананами, таскал в рюкзаке ремнабор, чинил велик, добывал пищу, ставил палатку
наконец имела возможность математически сравнить, насколько мальчики сильнее девочек: поднимаюсь в очередную горку, стараюсь на пределе сил. в какой-то момент Олег берется и за мой вел тоже - и тащит вверх два вела за выносы. я при этом цепляюсь за свой велек и мне приходится
бежать, чтобы не отстать от своего велосипеда. то есть сил у мальчиков не на какие-то проценты, а в разы больше, и если мне теперь кто-то будет в покатушке говорить, что он устал больше, чем я - обоснованно позволю себе не поверить.
X-FUSION. поломался - бил в раму. механик починить не смог, купить новый амортизатор в той дыре, где мы ночевали, не представлялось возможным, заказывать надо было в Кракове и то не факт, что привезут до конца гонки, потому балу, сильно расстроившись, четвертый день не ехал. покатавшись с одним из организаторов целый день на машине и тщательно обдумав конструкцию, вечером при помощи куска покрышки и такой-то матери убедил аморт больше в раму не стучать и доехал гонку до конца, что говорит о том, что наша инженерная мысль - самая инженерная в мире!
Соперники. Катю видела только вне гонки - слишком шустро уезжала вперед. Тоню видела часто в первой половине дня: то они нас догонят, то мы их. Поднимаемся в очередную пешеходную гору, только, казалось бы, оторвались - вроде бы не видно их, и тут слышу ехидный голос Тони сзади: "Да, Маша, это тебе не Пуща". Как оказалось, вверх Тоня ходит лучше, чем я. В какой-то момент теряли и ее. Поэтому судила, как мы едем - по мужчинам, вернее, по матрасной части гонщиков. Одни и те же лица встречали в один и тот же день часто - они нас обгонят, потом сидят на вершине в туристическом приюте пьют чай, пиво, кушают супчик. следующий обгон - и мы догоняем их, фотающихся на фоне особо восхитительного пейзажа. еще один обгон - и мы обгоняем их, поедающих чернику и малину. В результате мы все же приезжали первее, не смотря на то, что крейсерская скорость у нас была меньше - мы просто ехали тризоподобно, без остановок.
Соратники. Пока катаешься - с кучей народа перезнакомишься. Сначала запоминаешь велосипед, потом - прокладку на нем. Часто пересекались с бело-лиловой командой seboradin.pl, дедушкой, при окупации Польши русскими учившим русский язык и теперь внимательно прислушивающимся к нашим разговорам, поляком по имени Мачей на белом сантакрузе с тремя амортизаторами - впереди, сзади и на подседельном штыре. На всех КП, завидев поляков с картами, тихонько подлазила сбоку и подглядывала, куда они тычут пальцами, таким образом, выведывала достойные срезки.
Этапы. Если делить хронологически, то их было шесть - шесть дней. Но у меня все дни слились в один временной промежуток с началом в 9.00 16-го августа и концом в 20.36 21-го августа, когда я в темноте без освещения неслась на финиш по гравийному серпантину и отчаянно мерзла. Этапами для меня скорее стали участки с разным характером движения:
1. асфальт вниз - это хороший этап
2. асфальт вверх - тоже неплохой этап, но зависит от градиента. сильно вверх - не люблю
3. грунтовка вниз - бывают разные, но в любом случае - притормаживала. на каком-то участке с гравийным серпантином длиной километра 3 - насчитала четырех проколовшихся гонщиков. Год блесс слайм с герметиком!
4. грунтовка вверх - участки, где я могла ехать хотя бы на 1-1.
5. пешеходно вниз - красочно описаны вуду, поиск по слову "даунхил"
6. пешеходно вверх - когда подъем в гору набор высоты 600 метров угол 60 градусов по пешеходной тропинке с камнями размером со стул и корнями, и деревья за футболку цепляются ветками - там вообще никакой велосипед не нужен. Балу после первого дня заявил организаторам "нифига это не байкинг. это трекинг!". Именно сейчас я понимаю, почему велосипед должен быть легким - чтобы можно было его на себе носить шесть дней подряд.
7. горизонтальных участков не было. всегда - или туда, или сюда, отслеживала изменения высоты по жопсу.
горные пейзажи были диво как хороши, да. но совершенно аналогичны нашим Карпатам. можно, конечно, возразить, что у поляков дома побогаче и дворы поухоженнее - но на таком расстоянии этой разницы видно не было, поэтому можно взять любую фотку с поездки наших в наши же карпаты и подсунуть в альбом Транскарпатии - никто не заметит обмана.
фотографии. фотать было физически некогда и нечем - возила фотик только первый день, удалось вытащить его ровно два раза:
на КП с едой
Балу на очередной вершине
на следующий день, завидев, что я засовываю фотик в рюкзак - получила от Балу волшебных пендалей, мол, и так едешь медленно, куда еще лишний груз.
Все, что удалось нащелкать - сделано в часы затишья от гонки. На трассе, завидев фотающихся матрасников, просила сфотать и меня тоже, в надежде, что после на форуме Транскарпатия.пл найду тему с линками на альбомы (как это было во время МТБ трофи - мы тогда выискивали знакомые лица). Это был очередной облом - форума физически не существует, ребята, у которых взяла емейлы - фоток пока не прислали.
В первый день шла в очередной п. 6 из раздела "Этапы", меня бодро обгоняет мальчик, с которым сидела за завтраком за одним столом, достает с рюкзака камеру, представляется "Хибрида ТВ, говорите по-русски?" и задает вопрос, как мне здесь нравится. Конечно же, мне здесь все нравится!
население. завидев нас, показывало, куда ехали все предыдущие гонщики, подходило знакомиться "у меня жена с каменца-подольского, первые ваши проехали два часа назад"; пешие туристы, неспешно ищущие по своим пешеходным тропам, кричали страшное польское слово "Чещь", оказавшееся банальным приветом, охотно уступали дорогу даже без просьб "Пане, прошу!" с моей стороны (в крыму задолбанным пешикам надо кричать оооооооооооочень заблаговременно, они секунд десять соображают, что их просят уступить дорогу, и еще десять - отходят в сторону), улыбались и комментировали "Дивчина одна йиде, комплименты"; очень радовало, что пешком там ходят не только молодежь, но и стародежь - в горах полно пенсионеров.
приход. после однодневных покатушек приход у меня наступает не на следующий день, а через день, поэтому, когда ехала в польшу - боялась, что начиная с третьего дня будет совсем тяжело. на деле оказалось, что на каждое следующее утро чувствовала себя вполне приемлемо. приход же наступил, когда зашла в квартиру в Киеве. даже лежать было больно - так ныли натруженные мышцы и болели синяки и раны. На следующий день сбежала к родителям в Крым - отъедаться человеческой едой и отлеживаться на пляже, ибо я глубоко уверена - после такого отпуска государство обязано давать человеку еще три-четыре дня отдохнуть от отпуска.
еще боялась, что натру попу таким безумным километражом, поэтому поставила матрасное седло. ошиблась - если столько ходить пешком, то попу натереть невозможно
организаторы. Самому главному организатору помогало куча народа, начиная от англоговорящего Томаса, который, как я боялась, пошлет меня после моей с ним догоночной переписки, и заканчивая десятком помощников-панков в красных футболках с надписями Patrol. Все - очень приятные люди, старались помочь и действительно помогали по мере возникновения проблем, но - особо возненавидела одного из них, в последний день дежурившего на КП с пищей и обладавшего машиной. Попросилась сперва, чтобы довез до финиша, ибо я потерялась, темно, страшно, девушка в лесу одна, волки съедят. вроде согласился. потом убедил, что осталось ехать 25 км по асфальту - за полтора часа доеду. Как я его ненавидела на этих 32 км гравийко-щебенки! Ни одного метра асфальта и в помине! Сейчас - я рада, что доехала до конца, так что имею полное право носить выданную нам футболку TransCarpatia Finisher:
ps: только что получила письмо от Мачея на сантакрузе. на мой вопрос, понравилось ли ему и поедет ли он еще, ответил утвердительно. может, это мы все - балуваны Гали?...
да благословит вас Аллах и даст любовь и счастье как в этой жизни, так и в следующей.