На глазах у всъх, среди бълаго дня, безцеремонно и жестоко эксплоатируется больной человък. Изо дня в день в газетах и журналах появляются широковъщательныя объявленiя о новоизобрътенных лекарственных средствах и приборах, якобы излечивающих быстро и радикально наиболъе тяжелыя болъзни, требующiя для облегченiя страданiй заболъвшаго продолжительнаго воздъйствiя средств научной медицины. Ръчь чаще всего идет об излеченiи чахотки, сифилиса, триппера, половой слабости, рака, запоя и проч.
Охота на карман больного ведется умело и настойчиво. С цълью воздъйствовать на публику авторитетом высшаго медицинскаго учрежденiя, средства эти проводятся через МС в качествъ невинных полосканiй для зубов, а затъм уже с подзаголовком «с разръшенiя МС» восхваляются в качествъ чудесных средств против одной из вышеперечисленных болъзней.
Для болъе успъшнаго улавливанiя публики объявители возвъщают, что средство вышло из «лабораторiй», обыкновенно никому не въдомых (лабораторiя «Кальтоко», «Нью-Iоркскiй институт знанiй» и т. п.), пристегивают имя не существующаго профессора или доктора («французскiй доктор факультета» (!), проф. Маркони, Вагнер, Бибер и т. д.). Текст рекламы украшается сообщенiями, что средство это выпущено в обращенiе «после цълаго ряда научных изслъдованiй», после «долговременнаго испытанiя в клиниках и больницах», хотя ни одного научнаго сообщенiя об этом средствъ не имъется, ни одного испытанiя в клиниках и больницах с ним сдълано не было.
Далъе в рекламах идут отзывы «князей, врачей, фельдшеров, священников, атаманов и артистов», даже портреты лиц, излечившихся, напримър, от половой слабости (!). Стремленiе обосновать якобы научно свои средства обнаруживает крайнее невъжество и безграмотность изобрътателей, разсчитывающих на легковърiе публики: здъсь и рисунки чудовищных бацилл в видъ скорпiонов, здъсь и сообщенiя, что «данное средство превращает хрящ в мясо», что «от впусканiя капель в глаза послъднiе дълаются чище и дальновиднъе» и т. д.
Обилiе подобнаго рода конкуррирующих между собой объявленiй показывает, что улавливанiе публики идет успъшно, и игра на невъжество и легковърiе оправдывает разсчеты предпринимателей. К сожалънiю, от этого подхода страдает не только карман больного человъка, но и его здоровье. Больные бросаются на эти средства, объщающiя быстрое и радикальное изцъленiе, пропускают дорогое время для дъйствительнаго леченiя и, когда, разочарованные в самозваных цълителях, обращаются за рацiональной врачебной помощью, бывает уже поздно...
Чъм дальше, тъм характер этого обмана становится все беззастънчивъе. Создаются особые «популярно-медицинскiе журналы» спецiально для рекламированiя подобнаго рода средств («Будьте здоровы», «Въстник здоровья», «Гербарiй», «Травы и их значенiе в медицинъ» и др.), привлекаются к этому дълу даже врачи из тъх, которые продают предпринимателю свое высокое призванiе и честь
лейб-медик Л. Б. Бертенсон
Врачебная газета, 1913, № 4, С. 183
дежа-вю?